Народные атлетические праздники

Из интервью Вячеслава Багаева, тренера сборной Сев. Осетии, во время Чемп. Мира 2001 в Софии. Интервью взял Петар Петров.
Как боролись раньше в Осетии

Из интервью Руслана Хинчагова, борца вольного стиля, бронзового призёра чемпионатов Мира 1993, 1995, во время Чемп. Мира 2001 в Софии. Интервью взял Петар Петров.
Национальная борьба у нас была среди видов, которые входили в программу национальных праздников. Национальные праздники у нас обычно начинались весной, первый был, когда весна, всё расцветает и уже есть зелёная трава. Потом, в основном, праздники проходили осенью, когда всё созревало и собирали урожай - были большие праздники.

Все праздники были посвящены святым (у нас тоже религия была такая, как, например, в Древней Греции - многобожие: бог урожая, бог солнца, бог воды...). Молились Богу Богов - наш самый большой бог. Но есть поменьше боги, которых мы называем святыми, по-осетински они называются дзоары. Есть и святые места. И в честь этих святых делали праздники. На праздниках обязательно были танцы и состязания. Состязания были во время праздников, а также ещё при похоронах.

На первом месте во время похорон были состязания на лошадях - скачки. И кто занимал первое место, самую лучшую одежду ему дарили. За второе место - немного хуже, за третье место - тоже. А вообще все, кто участвовал в состязаниях по скачкам на лошадях, получали от умершего какую-нибудь одежду: кто кинжал, кто одежду, кто сбрую конскую и так далее. Но была и борьба. Кроме борьбы, кроме скачек, ещё было метание большого камня - кто дальше кинет. Из лука стреляли в цель. Также на лошадях - скачет человек и срубает - положили что-то и он должен на лету срубить. Стреляли в цель из лука, потом уже на скаку стреляли в цель. И среди этих видов борьба всегда присутствовала.

Для борьбы делали место - площадку на земле. Можно на траве, можно... просто на земле, насыпали чем-нибудь. И выходили, боролись. Выигрывал тот, кто мог противника заставить коснуться ладонью, коленом или бросал его на лопатки. Всё, - считалось. Костюма специального не было. Была черкеска, ну а кавказцы все носят черкески. Перевязывалась башлыком, башлык, который обычно одевали на голову. Можно и пояс, были специальные пояса, которые одевали. И с обоюдного захвата начинали бороться. Не всё время только на поясе - можно руку отпускать. Одной держишь, другой перехватываешь отсюда, оттуда, как хочешь. Ногами можно было, подсечка была. Но там специфика такая, что если я коленом коснулся земли, я проиграл. Ладонью коснулся - я проиграл. Бросил, он упал - проиграл тот, которого бросили. Но присутствовал этот ритуал не только на праздниках. И на похоронах тоже.

Не всех допускали на соревнования, не всех. Заранее избирали людей кто будет бороться, то есть не могли допустить слабого, у каждого был имидж, что он готов состязаться, потому что большой мог маленького травмировать. Поэтому каждый должен был готовиться, должен был уметь бороться, чтоб не было травм, потому что в то время если даже не нарочно я могу увечить своего противника, я потом должен заплатить. Фамилии могли из-за этого поссориться. То есть эта боязнь происходила оттого, чтоб у фамилии не было междоусобных войн потом, чтобы никто ни на кого не обижался кровно, поэтому обязательно атлеты были готовы к состязанию. Потому что кто его знает - нарочно я тебе сделал увечье или не нарочно. Поэтому каждый должен был быть готов. В основном боролись все те, которые были сильными. Весовых категорий не было, возраст тоже не имел значения. Если человеку исполнилось совершеннолетие, он мужчина уже. Только тогда ему разрешалось бороться.

Все это я слышал, а не сам участвовал. Но в моё время тоже была борьба, национальная борьба. Я был даже тренером этих спортсменов, которые боролись. Это недавно было, в 80-х годах, 84ый-88ой. Борцы-вольники, классики говорили: "Давай поборемся".

Но сейчас, у нас в Осетии народная борьба бывает только один раз. Это бывает летом, когда проходит праздник, я вот уже не помню в честь какого святого, но который происходит как всенародный праздник, сделали так, чтобы все было организованно. Руководство выделяет деньги, назначает людей, которые должны организовать. И бывает борьба, судьи есть, призы, всё есть.

В начале каждой схватки каждый спортсмен, когда выходит, должен под музыку станцевать, показать какой он джигит, станцевать по-настоящему, но не много там, секунд 15, показать какой он герой. Это обязательно, правила такие. В настоящее время есть на Северном Кавказе Народные Игры. Туда съезжаются осетины, карачаевцы, черкесы, адыги, ингуши, чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, балкарцы и борются по национальной борьбе. Эта борьба одинаковая у всех. Съезжается команда, приезжают и борются. У нас в Осетии осетинская народная борьба называется кабыш кабыш - это крест, обоюдный захват.
Начал заниматься борьбой профессионально в 13 лет, а до этого нас на улицах старшие часто заставляли бороться на свадьбах или на каких-нибудь праздниках. Мы заходили, нас на траве заставляли бороться - чисто, кто кого положит на лопатки. Испокон веков, ещё наши предки, аланы, так боролись, у них была борьба, похожая на эту, называлась кабышей хаст. И от них нам передалась любовь к вольной борьбе, вообще к борьбе.

До сих пор у нас иногда практикуется национальная борьба, это борьба на поясах, это то, что нам осталось от наших предков. Я сам как-то выступал на таких соревнованиях, но, к сожалению, проиграл, потому что я боролся до того только по вольной борьбе, и эту борьбу я так и не уловил до конца - на поясах очень неудобно бороться, это несколько другая борьба. Ну, а сейчас уже особое внимание, наибольший интерес в Осетии - к вольной борьбе. В Осетии это спорт номер один. У нас все знают вольную борьбу, у нас её все любят. И среди простого населения очень много можно встретить людей с поломанными ушами. Потому что занимались вольной борьбой.

- Расскажите о Вашем участии.

Мне интересно было как наши предки боролись, мне тоже хотелось попытаться, почувствовать что это такое, на себе испытать чувство этой борьбы. Сейчас мне 31 год, а тогда было 15-16. Мне понравилось. У нас очень интересная там традиция - прежде, чем начать бороться, нужно выйти и сначала станцевать. И за это дают очки. После танца, потом, продолжается борьба. Такое своеобразие. Нужно быть хорошим танцором и нужно быть хорошим борцом.

Св. Георгий (Георгий победоносец) - в осетинском нартском эпосе и осетинской религии один из святых, покровитель мужчин, воинов и путников. Является исключительно мужским божеством, женщины не называют его по имени, а говорят о нём как о "боге мужчин". Праздник в его честь проводится около 20 ноября. Скульптура его установлена на отвесной скале (см.фото вверху).
Такая борьба была на праздниках, на свадьбах. У нас есть такие праздники. Неделю длится один праздник - Святого Георгия, Дни Святого Георгия. У нас есть такое божество - покровитель всех путников. Мы же постоянно в пути, на соревнованиях, и мы очень сильно преклоняемся перед этим божеством. Сейчас (23 ноября 2001) как раз идёт эта неделя, она посвящается Святому Георгию.

- Какие бывают призы?

Ну, барана иногда могут дать, но там по-разному. Республика маленькая, и сейчас эти традиции чуть уже стираются, уже не так часто проводятся такие соревнования. В поселках иногда могут барана дать, иногда могут бурку. Сначала, когда идёт танец, играет музыка, борцы танцуют оба, друг перед другом. Музыканты - доул (барабан) и гармошка. Обязательно руки должны быть подняты вверх. Они станцевали - оценка идет за танец, после этого начинается борьба. То есть, если человек хорошо танцует, ему легче выиграть. Только два борца - выходят, танцуют и борются. Потом следующая пара тоже так - выходят, танцуют, борются.

- Можно эту борьбу сейчас увидеть?

Сейчас это уже... Я много времени в Ташкенте провожу. И я уже давно, честно говоря, не видел, чтобы проводились такие соревнования. Не знаю, может быть, и возможно. О! Есть, есть! У нас сейчас как бы возрождаются такие национальные традиции, и проводится праздник, который связан со всеми осетинскими традициями. Как греческая Олимпиада была когда-то, такую же маленькую Олимпиаду сделали в Осетии. По всем видам спорта, которые раньше были - кто дальше камень кинет, кто кого поборет по национальной борьбе, обязательно там скачки на конях есть... Этот праздник в горах проводится, у нас есть в горах такое красивое место, поляна, и там все собираются на аланский чемпионат. Проводится летом, и очень популярный уже стал в Осетии. Недавно его стали проводить, буквально три года. Поэтому если хотите посмотреть, приезжайте туда, и всё узнаете. Я думаю, это стоит.
В интервью - сведения об организации атлетических сборов и соревнований, как это делал сам народ. Видно, что сейчас этого нет, только спорт, организуемый кем-то извне. Борцы с трудом вспоминают, где можно увидеть национальную борьбу. Выясняется, что один раз в году, да и то на фестивале, который не организуется самостоятельно народом. Характерно, что борцов традиционной борьбы называют "спортсменами", хотя это иностранное слово, и его не существовало, когда была эта борьба.

Есть сведения, что вышеуказанная "борьба на поясах" внедрена в 1965-67 гг. как народная борьба, хотя на самом деле "борьба на поясах" - новодел, фальсификат, народам Кавказа до того была не свойственна (были какие-то другие виды борьбы). Ею приходилось заниматься борцам-спортсменам в нагрузку к основной работе. Всё по-советски, вместо подлинно народных занятий - подделки профессионалов "под народ". Вместо народных песен и танцев - танцы в народном духе профессиональных артистов на сценах домов культуры; вместо народной борьбы - борьба спортсменов на фестивалях, снявших на время синтетическое трико и переодевшихся в народную одежду.

© Сайт "Борцы и атлеты" http://borqba.narod.ru Главная
страница
Hosted by uCoz