Что такое Олимпийские Игры и Олимпийское движение?
Что олимпийского в Олимпийских Играх? Считается, что Олимпийские Игры в 20 веке - возрождение древних греческих Олимпийских Игр. В Древней Греции Олимпийские Игры проводились в религиозном центре в местечке Олимпия, где был храмовый комплекс Зевса. Олимпия считалась священным местом, праздник Игр отмечался в священный месяц, исчислявшийся по луне и солнцу, примерно как нынешние религиозные праздники типа Пасхи. Сам праздник состоял из ряда культовых церемоний и спортивных состязаний, к которым мог был быть допущен только тот, кто мог готовится в течение 10 месяцев к состязаниям, в том числе в течение месяца - под руководством специальных олимпийских тренеров. В результате состязаний на олимпиаде должен был быть выявлен только один победитель, общий для всех дисциплин, в которых соревновались. Немаловажно то, что такие же игры проводились при многих других храмах. Были дельфийские, немейские, истмийские игры (по свидетельству древнего писателя Лукиана). Это были одни из видов ритуалов в честь бога данного храма. Древние греки смеялись бы, если бы игры при храме в Дельфах назывались бы Олимпийскими, а при храме в Олимпии - немейскими. Сейчас же все игры называются олимпийскими, и никто не смеётся. Нынешние Игры проводятся в Сиднее, Сеуле и других городах и по месту проведения должны называться Сиднейские, Сеульские Игры. В нынешних Играх нет ничего священного, наоборот, они осуществляются на нормальной коммерческой капиталистической основе, с балансами, фин. отчётами и аудиторскими проверками, и проводятся далеко не в священных местах, а например, в выставочном центре, где остальное время коммерсанты делают свои дела. Правда, на Играх есть какие-то ритуалы, но поскольку не сообщается, какому богу идёт поклонение, на них серьёзно не смотрят, особенно с учётом того, что на Ол. Игры съезжаются спортсмены-профессионалы разных религий с весьма конкретными и прозаическими целями, и обратить в новую веру спортсмена с помощью этих ритуалов - пустые надежды. Модель организации соревнований на этих играх взята не в Древней Греции, а в Швейцарии, где в 19м веке сложилась система соревнований между кантонами (районами). Правила составлялись тоже по своему разумению, к тому же - для новых видов спорта, как например, стрельба из пистолета. Посещение современных "Олимпийских Игр" осуществляется по билетам на платной основе, причём наибольшая стоимость билета - на церемонию открытия Игр, 950 евро. Ол.Игры Древней Греции вряд ли были платными, ведь на священнодействие никогда в человеческой истории не продавали билеты. Похоже, ловкий барон позаимствовал у древних Олимпиад только звучное, рекламное название, да некую таинственность, в которую можно впихнуть всё, что угодно. После замечательного вступления в Олимпийской хартии начинается неизбежная проза жизни. В частности, очень подробно, как в любом коммерческом предприятии, оговорены авторские права на Олимпийские Игры - главный продукт, права на трансляцию которых продаются телекомпаниям. Как явствует из документов, размещённых на официальном сайте IOC, в период 2001-2004 гг. основные источники доходов IOC были такие: - спонсирование от корпораций (на взаимовыгодной основе) - 32% - продажа билетов - 14% - лицензирование - 2%. IOC (международный олимпийский комитет) - международная неприбыльная организация в форме ассоциации. Задача IOC - направлять олимпийское движение в согласии с Олимпийской хартией. Олимпийское движение включает организации, атлетов и других лиц, согласных руководствоваться Ол. хартией. Кроме IOC в Олимпийское движение входят: IF (международные федерации, в частности, FILA), NOC (национальные олимпийские комитеты), OS (олимпийская солидарность), OCOG (организационные комитеты Олимпийских игр), OF (олимпийский фонд), OM (олимпийский музей). Ол. движение по структуре напоминает крупную международную промышленную корпорацию с управляющей конторой и многочисленными филиалами. Документы, размещённые на сайте IOC, - тоже добротные, типичные документы современной корпорации. Важную роль в ол. движении играет олимпийский маркетинг (так он называется на сайте), в рамках которого разработано много программ. Сам IOC не владеет крупной недвижимостью, только несколькими зданиями. Его основной ресурс - нематериальные активы, а именно спортивное зрелище, олимпийская эмблема и др. IOC проводит обычную финансовую деятельность, в частности, вкладывает средства в ценные бумаги. IOC освобождён от налога на прибыль. Общий результат от деятельности IOC в 2000г. составил 96,608 млн.долл. (прибыль). Расходы на зар.плату сотрудников IOC в 2000г. составили 10,988 млн.долл., что составляет 8% всех расходов. Основная сумма расходов направляется в NOC, IF, OCOG. Если в начале своего существования Олимпийское движение открещивалось от профессионального спорта, как от нечистой силы, то через 100 лет вернулось к отправной точке, откуда пыталось бежать в неизвестный счастливый мир. По крайней мере, тогда оно декларировало своё отличие от коммерческого спорта, изгоняло спортсменов-профессионалов из своих рядов в случае, если уличит кого в греховной связи с платным спортом... Известно, что в 2000 году спортсмен, занявший 1е место на Ол.Играх в любой дисциплине, получал приз 100 тыс. долл, по крайней мере в России. В 2004 размер приза стал намного больше. В разных странах расценки разные, и это ещё одна особенность олимпийского спорта: призы платит не организатор Игр, а государство своему спортсмену, вернее, спортсмену, выступающему за него, под его флагом. Спортсмены, как корабли, могут приписываться к разным портам, в зависимости от того, где выгоднее и от какой страны есть возможность получить путёвку на желаемые соревнования. В некоторых странах платят приз и за 5-6 место (по словам украинского комментатора ОИ2004 Сергея Савелия). На ОИ2004 наибольший приз своим спортсменам за 1е место обещал Сингапур - 1 млн. долл (по газетным сообщениям). IOC оплачивает проезд команд на Ол. Игры (дорожные расходы) и расходы на тренировки. Ол.Игры 2002 и 2004 получили в общей сложности 305 млн. долл. от IOC на эти цели. Есть сведения, что IOC перед Играми 2000 года подписал соглашения с телекомпаниями США на 3,6 миллиарда долларов по трансляции трёх следующих Олимпийских Игр. Принцип работы механизма, взаиморасчёты и покрытие расходов IOC только управляет и даёт право проводить Ол.Игры определённым городам. Организация, строительство объектов, а самое главное - финансирование - забота OCOG (организационного комитета данной Олимпиады) соответствующих городов. В результате проведения Игр устроитель их окупает понесённые затраты. Или не окупает, у кого как жизнь сложится. Но желающих рискнуть с каждым разом не убавляется. С целью покрытия расходов организаций, составляющих ол. движение, доход от продаж прав на трансляцию Игр распределяется между IOC, OCOG, IF, NOC и OS. Каждая Олимпиада имеет свой бюджет, к которому IOC прямого отношения не имеет. Так, бюджет зимних Ол.игр 2002г. в Солт лейк сити был полностью обеспечен за счёт олимпийского маркетинга и ТВ трансляций. Оргкомитет Игр получил из этих источников 1,39 миллиарда долл. Летние Игры по объёму примерно в 6 раз больше зимних, и ожидается, что оргкомитет афинских Игр 2004г. получит 960 млн.долл. от продаж прав на трансляцию, принадлежащих IOC, и от всемирной спонсорской помощи, что покроет только 60% бюджета Игр. Как покроется недостаток средств не ясно, сообщалось накануне Игр. После окончания Игр 2004 поползли слухи, что Греция обанкротилась, и возмещать убытки придётся Евросоюзу (читай: Германии). Если бы древние греки знали, к чему приведут их страну в будущем их Игры, они бы трижды подумали, прежде чем изобретать их. Такие слухи о финансовой неудаче кажутся обоснованными - все, кто смотрел трансляции с этих соревнований, могли видеть наполовину пустые залы даже во время финалов. Были и другие сообщения. Так, правительство Афин, обеспокоенное равнодушием жителей города к проходящим Олимпийским Играм, в качестве меры стимулирования рассматривало вопрос предоставления жителям Афин права бесплатного проезда на городском транспорте. Да, окупаемость затей - всегда проблема, особенно в связи с тем, что Олимпийские Игры всегда проводятся в разных городах, и для их проведения требуются огромные затраты на строительство спортивных объектов или реконструкцию существующих. Какой объём работ должен быть проделан, можно представить, если принять во внимание, что Олимпийские Игры представляют собой, по сути, множественный чемпионат мира (как у Гекльберри Финна была множественная свинка), то есть множество чемпионатов мира по разным видам спорта, проводимые одновременно в одном месте. Не случайно, в год Олимпиады чемпионат мира по соответствующему виду спорта не проводится за ненадобностью. И всё это ради двух недель фестиваля молодости и силы! Потом эти объекты будут пустовать, это известно наперёд, так как загрузить их на полную мощность, привлекать массы зрителей для их заполнения, немыслимо. Это не под силу даже во время самих Игр, куда съезжаются известные спортсмены со всего мира, что уж говорить о возможностях местных спорторганизаций. По признаку окупаемости (неокупаемости) Олимпийские Игры, в подавляющем большинстве случаев, можно отнести к бесплатным общественным зрелищам, классический пример которых - зрелища в Древнем Риме. Как известно, там богатые и знатные граждане любого более-менее приличного города периодически должны были устраивать зрелища для горожан на стадионе города, в цирке. Тогда не было телевидения, и развлечения-зрелища устраивались не на дому. Это был расход богатого человека для поддержания хороших отношений с согражданами, а для горожан - бесплатный подарок со стороны этого человека. Это было общественное установление, традиция. Естественно, вход был бесплатный, никакой окупаемости для организатора не было. Была ещё и бесплатная раздача денег, хлеба... Современные Олимпийские Игры - тоже подарок со стороны властей страны, так как без безвозмездных вливаний средств Игры, за редчайшим исключением, состояться не могут. Но в то же время на это зрелище пропускают только по билетам, и не дешёвым, и очень многие не могут себе позволить купить их. Какой же это подарок, если туда не пускают и требуют заплатить? Поэтому и полупустые трибуны, и прохладное отношение жителей города. А в дураках остаётся тот, кто безвозмездно финансирует это - он расходуется, но благодарности и хорошего отношения от жителей не получает вследствие того, что его фактически подарок для людей подарком не является, так как они должны заплатить, как в обычных товарно-денежных отношениях. То есть ни финансист, ни народ не получают того, ради чего только и устраиваются бесплатные для народа зрелища. Древние римляне поумнее были. Принцип бесплатных зрелищ никуда не делся в современном мире. Фактически современный спорт больших масштабов есть тот же подарок со стороны неких благодетелей - окупаемости по большей части тоже нет, без огромных вливаний средств те же якобы коммерческие футбольные клубы Европы, которые периодически банкротятся, давно бы ушли в небытие. Только вот в Риме богач не мог наживаться и жить в одной стране, а подарки в виде зрелищ делать гражданам совсем другой страны, игнорируя сограждан, как это происходит в современной России. В Риме граждане ему бы это не позволили - он мигом был бы изгнан. Богатство имеет общественную природу и общественное происхождение. А потому - не жри втихаря под одеялом, не переводи на Кипр, не финансируй зарубежный клуб, а расходуй лишнее в том обществе, где заработал. Взаимоотношения IOC с оргкомитетами Игр похожи на взаимоотношения независимых предприятий. Так, OCOG Солт лейк сити должен был уплатить авторский гонорар (royalty) держателю лицензии (IOC) в размере 6% в определённый срок. Это обычные отношения и расчёты в деловых операциях. Оргкомитет выкупил у IOC право на проведение мероприятия по определённым стандартам, получил определённый доход в результате своей деятельности, произвёл расчёты по обязательствам. Это общепринятая схема. Аналогичным образом работает корпорация Макдональдс. Большинство людей считает, что эта американская компания строит свои "рестораны" в разных странах мира и является их собственником. Но, судя по некоторым сообщениям, головная контора только продаёт право на самое главное - торговую марку Макдональдс, даёт возможность построить типовой "ресторан" и организовать его работу по определённому стандарту. Собственником же "ресторана" является тот бизнесмен, который решил вложить в это деньги и заниматься этим бизнесом. Он самостоятельно ведёт дела, получает прибыль, и, наверное, отчисляет какой-то процент Макдональдсу. Коммерческая составляющая в деятельности Ол. движения так сильна, что иногда это вредит самому спорт. мероприятию. Так, много нареканий вызвал в своё время факт, что расписание летних игр в Сеуле по требованию телекомпании NBC перекраивалось: 59 финалов перенесены на утренние часы, до 12 часов дня, когда в США вечер и лучшее, наиболее дорогое рекламное время, причём некоторые финалы должны были состояться в 10, 9 и даже в 8 часов утра. И всё это делалось, считает журнал "Олимпийская панорама" №3 за 1987г., с единственной целью - чтобы зрители в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе смотрели Олимпиаду в вечернее время вживую, когда "прайм-тайм", и телекомпании получат самое большое количество денег за рекламу во время трансляции. Например, в боксе финалы намечались на 10 утра, что создавало дополнительную трудность спортсменам. Другой факт, связанный с необходимостью подстраиваться под требования телевизионных компаний: зимние Игры в Калгари были растянуты до 16ти дней, в числе которых - 6 выходных, когда реклама на телевидении дороже, хотя программа зимних игр значительно, в 6 раз, короче летних, которые продолжаются то же количество дней. Понятно, что телекомпании США вкладывают самые большие деньги в Олимпийское Движение (хотя, наверное, не самые большие по сравнению с расходами страны-организатора Игр) и должны не остаться в убытке, а вернуть деньги с прибылью. Из всего этого спортсмены должны бы сделать вывод, что они участвуют не просто в соревнованиях, а в коммерческом телевизионном зрелище, рассчитанном прежде всего на американского зрителя, и не удивляться, если и предпочтение в трансляции может оказываться американским спортсменам-участникам, и победы их могут быть более желательны. Олимпийские идеалы Олимпийское движение декларирует замечательные идеалы, направленные на благо всего человечества. Но то же самое может сказать о себе любая промышленная компания. Большинство предприятий, существующих в мире, направлены на благо человека. Разве выпуск телевизоров не делает жизнь людей лучше? А открытие "ресторанов" Макдональдс - разве это не способствует поддержанию здоровья людей? В этом смысле они даже важнее олимпийского движения, так как без питания невозможна сама жизнь, и тем более соревнования. Разве "рестораны" Макдональдс не способствуют взаимопониманию между людьми и установлению лучшего мира? Ведь известно, что наевшись человек становится более дружелюбным и мирным. При практическом применении идей олимпийского движения возможны проблемы и осложнения. Так, например, мечта изменить человеков с помощью спорта, то есть соревнований в выполнении каких-либо упражнений, способна принести не мало вреда. Соревнования - это тяжёлый травмоопасный труд, который имеет мало общего с поддержанием здоровья и физической формы. Для этого есть фитнес, любые другие атлетические занятия "для себя", без соревнований. Проводить знак равенства между спортом и здоровьем, тем более внедрять это в сознание людей, просто опасно. Тем, кто через запятую называет слова "Олимпийские Игры, спорт, здоровье населения" хочется сказать: "Лекарю, исцелися сам, а потом оздоравливай человечество". Достаточно примеров того, что сами спортсмены страдают самыми разными болезнями, многие уходят из жизни гораздо раньше, чем обычные не тренированные люди, и чем выше по уровню спортсмен, тем сильнее эта закономерность проявляется. Могло ли бы быть такое, если бы спорт давал повышенное здоровье и долголетие? В СССР олимпийское движение процветало и процветает, но стало ли здоровее от этого население? Количество аптек и больниц не уменьшается, население России уменьшается в год на 1 млн. человек. Согласно идее основателя олимпийского движения собрание спортсменов на Играх может способствовать установлению лучшего мира. Прошло уже более 100 лет, меньше ли стало войн в Европе за время существования Ол.движения? Олимпийское движение имеет замечательные принципы, и было бы ещё замечательнее, если бы в их число добавился и принцип не использования бесплатной рабочей силы, как спортсменов, так и обслуживающего персонала, оплаты их труда в соответствии с уровнем спорт. мероприятия. В 2003 году в мариупольских газетах появились объявления о наборе добровольцев для предстоящих Ол.Игр 2004 для работы в качестве обслуживающего персонала. Сообщалось, что проезд в Грецию организаторами Игр не оплачивается, должен осуществляться за счёт самого добровольца, труд также не будет оплачиваться, за исключением того, что предоставляется бесплатное жильё и питание (впоследствии газеты сообщали, что и это - за счёт добровольца). Визы в Грецию будут выданы без проблем, так как в Мариуполе находится греческое консульство. Многие добровольцы заинтересовались этим предложением, не в последнюю очередь из-за возможности побывать на Играх и, может быть, что-то увидеть. Хотя возможен был и другой вариант: покупка билета и наблюдение за соревнованием со зрительской трибуны. Билет на соревнование по борьбе, например, стоит 15-60 евро, и за 4 месяца до начала соревнований были проданы далеко не все билеты (всего продано 2 млн.билетов за 4 мес. до начала Ол.Игр). Стоимость жилья в Греции во время ОИ2004 составляла 300 евро в сутки, что гораздо выше средне- европейского уровня цен. |
Главная страница с картой сайта (Home) | |
|