Alexandre Falguiere (1831-1900). Lutteurs (Борцы), 1875. Масло, 240 см x 191 см, музей d'Orsay, Париж Увеличить щелчком, 66 Кб | | На картине изображена схватка в рамках цирковой борьбы во Франции, происходящая в середине 19 века. Картина передаёт напряжение и особенности борьбы, о которых можно прочитать и в рассказе Куприна "В цирке": происходит на арене на тырсе, борьба ближе к людям (в частности, зрители сидят близко, чтоб было видно, а не как сейчас), художник обратил внимание и на изображение зрителей, понимая, что борьба - это общественное явление и зрители в ней не менее важны, чем борцы, даже для самочувствия борцов. Важны и их деньги. Пространства для схватки на арене кажется больше, чем на современном ковре ФИЛА, и если борцы подходят к краю арены, не нужно свистеть и прерывать схватку, борцы просто не выйдут за края арены, так как она огорожена мягким бордюром. Да и судей со свистком нет. Борцы независимы и самостоятельны, и зрители видят нормальную, настоящую борьбу свободных сильных атлетов. |
Gustave Courbet (1819-1877). Lutteurs (Борцы), 1853. Масло, Художественный музей, Будапешт Увеличить щелчком, 150 Кб | | | | | | Французский художник направления реализма, которое сложилось в 1840е годы в противовес господствовавшему художественному подходу, придававшему действительности пышность и вычурную, искусственную красоту. Подобная красивость процветает и в наши дни на телевидении, в кино, в рекламных изображениях, массовом искусстве Европы и Америки, отражая потребности определённых слоёв в "изящном". Картина представляет образец здоровой, естественной красоты, идущей от свежего воздуха, запаха травы и пота, традиционных и простых общественных развлечений. После её написания она надолго затерялась, и в 1952 году её нашли в сильно повреждённом состоянии в старом школьном здании в окрестностях Будапешта. Теперь она в художественном музее. Одна такая картина важнее, чем 100 телевизионных спортивных репортажей. Можно представить, как учителя начальной школы водили в школьный музей школьников, которые потом стали крепкими борцами Бардоши, Риттером, Капувари, Бержицей... На картине Курбе даже напряжение тел, положение рук показано очень выразительно и реально. Борьба происходит во французском городке в месте общественных сборов на травяном поле так же, как в наши дни проводится борьба в Турции, Болгарии, Индии. Борьба проходит на большой площадке, где бывает много участников. Зрители находятся в отдалении на трибунах, борцы - на переднем плане. По-видимому, изображён момент финального поединка, когда из всех участников остались только двое. Для художника важна сама борьба, а не соревнование, которое было всего лишь поводом, возможностью увидеть и запечатлеть борьбу. |
Диего Веласкес (1599-1660). Кузница Вулкана. (1630). Музей Прадо. Мадрид. Увеличить щелчком, 55 Кб | | Благодаря картине испанского реалиста можно убедиться, что люди тогда были такие же, как сейчас. Хотя картина формально имеет сказочный сюжет (посланец богов даёт заказ на изделие Вулкану, для чего прилетел в кузню, где кузнец и его помощники как раз работают), это было лишь поводом подробно изобразить кузницу и кузнецов, реальную жизнь. Кузнецы - атлеты, не хуже иных посетителей спортзалов. Весь день они машут молотами. От этого их тела развиваются и становятся мускулистыми, в чём и можно убедиться, посмотрев на картину. |
Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969). В обеденный перерыв в Донбассе (1935). Третьяковская галерея. Москва. Увеличить щелчком, 34 Кб | | | | | | Дейнека к концу жизни получил заслуженное признание - вице-президент Академии художеств, Герой Социалистического Труда. Хотя в начале его объявляли формалистом, картины, бывало, запрещали выставлять. Художник видел в окружающем мире то, что не всегда совпадало с официальными, средними установками, но это придаёт его картинам силу и привлекательность.
На известном полотне "В обеденный перерыв в Донбассе" всё новое
- обед, какие-то голые рабочие выбегают из озера, где весёлой компанией
купались и играли в мяч... Когда в искусстве изображали такие низменные
темы? Кому дело было до того, как выглядит донбасская степь в рабочий полдень,
яркое солнце, под которым так загорают мускулистые тела? Картина отображает тот переворот, что принесла советская эпоха - оптимистический взгляд на мир, внимание к обычному человеку-трудящемуся, коллективизм, в котором только и может быть воспитан здоровый, крепкий, приспособленный к жизни человек, направленный на созидание и изменение страны к лучшему. Ново в ней соединение индустриального пейзажа с живыми, загорелыми телами, что отражает дух и особенности донбассцев, в которых соединяется умение работать в индустрии и быть частью природы, степи и их просторов, внутренняя сила и нормальность, требующая игры и атлетических упражнений тела даже в обеденный перерыв в компании друзей с работы. Всё это отражает реалии того времени, позволившего раскрыться лучшим свойствам людей. |
|
|
© Сайт "Борцы и атлеты" http://borqba.narod.ru | |