Картины с изображением борцов и атлетов

Alexandre Falguiere (1831-1900).
Lutteurs (Борцы), 1875.
Масло, 240 см x 191 см, музей d'Orsay, Париж


Увеличить щелчком, 66 Кб
Фалгуер. Борцы
На картине изображена схватка в рамках цирковой борьбы во Франции, происходящая в середине 19 века. Картина передаёт напряжение и особенности борьбы, о которых можно прочитать и в рассказе Куприна "В цирке": происходит на арене на тырсе, борьба ближе к людям (в частности, зрители сидят близко, чтоб было видно, а не как сейчас), художник обратил внимание и на изображение зрителей, понимая, что борьба - это общественное явление и зрители в ней не менее важны, чем борцы, даже для самочувствия борцов. Важны и их деньги. Пространства для схватки на арене кажется больше, чем на современном ковре ФИЛА, и если борцы подходят к краю арены, не нужно свистеть и прерывать схватку, борцы просто не выйдут за края арены, так как она огорожена мягким бордюром. Да и судей со свистком нет. Борцы независимы и самостоятельны, и зрители видят нормальную, настоящую борьбу свободных сильных атлетов.

Gustave Courbet
(1819-1877).
Lutteurs (Борцы), 1853.
Масло, Художественный музей, Будапешт


Увеличить щелчком, 150 Кб
Курбе. Борцы
Французский художник направления реализма, которое сложилось в 1840е годы в противовес господствовавшему художественному подходу, придававшему действительности пышность и вычурную, искусственную красоту. Подобная красивость процветает и в наши дни на телевидении, в кино, в рекламных изображениях, массовом искусстве Европы и Америки, отражая потребности определённых слоёв в "изящном". Картина представляет образец здоровой, естественной красоты, идущей от свежего воздуха, запаха травы и пота, традиционных и простых общественных развлечений. После её написания она надолго затерялась, и в 1952 году её нашли в сильно повреждённом состоянии в старом школьном здании в окрестностях Будапешта. Теперь она в художественном музее. Одна такая картина важнее, чем 100 телевизионных спортивных репортажей. Можно представить, как учителя начальной школы водили в школьный музей школьников, которые потом стали крепкими борцами Бардоши, Риттером, Капувари, Бержицей...
На картине Курбе даже напряжение тел, положение рук показано очень выразительно и реально. Борьба происходит во французском городке в месте общественных сборов на травяном поле так же, как в наши дни проводится борьба в Турции, Болгарии, Индии. Борьба проходит на большой площадке, где бывает много участников. Зрители находятся в отдалении на трибунах, борцы - на переднем плане. По-видимому, изображён момент финального поединка, когда из всех участников остались только двое. Для художника важна сама борьба, а не соревнование, которое было всего лишь поводом, возможностью увидеть и запечатлеть борьбу.


Диего Веласкес (1599-1660).
Кузница Вулкана. (1630). Музей Прадо. Мадрид.


Увеличить щелчком, 55 Кб
Веласкес. Кузница Вулкана

Благодаря картине испанского реалиста можно убедиться, что люди тогда были такие же, как сейчас. Хотя картина формально имеет сказочный сюжет (посланец богов даёт заказ на изделие Вулкану, для чего прилетел в кузню, где кузнец и его помощники как раз работают), это было лишь поводом подробно изобразить кузницу и кузнецов, реальную жизнь. Кузнецы - атлеты, не хуже иных посетителей спортзалов. Весь день они машут молотами. От этого их тела развиваются и становятся мускулистыми, в чём и можно убедиться, посмотрев на картину.
Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969).
В обеденный перерыв в Донбассе (1935).
Третьяковская галерея. Москва.


Увеличить щелчком, 34 Кб
Дейнека. В обеденный перерыв в Донбассе
Дейнека к концу жизни получил заслуженное признание - вице-президент Академии художеств, Герой Социалистического Труда. Хотя в начале его объявляли формалистом, картины, бывало, запрещали выставлять. Художник видел в окружающем мире то, что не всегда совпадало с официальными, средними установками, но это придаёт его картинам силу и привлекательность.

На известном полотне "В обеденный перерыв в Донбассе" всё новое - обед, какие-то голые рабочие выбегают из озера, где весёлой компанией купались и играли в мяч... Когда в искусстве изображали такие низменные темы? Кому дело было до того, как выглядит донбасская степь в рабочий полдень, яркое солнце, под которым так загорают мускулистые тела?

Картина отображает тот переворот, что принесла советская эпоха - оптимистический взгляд на мир, внимание к обычному человеку-трудящемуся, коллективизм, в котором только и может быть воспитан здоровый, крепкий, приспособленный к жизни человек, направленный на созидание и изменение страны к лучшему. Ново в ней соединение индустриального пейзажа с живыми, загорелыми телами, что отражает дух и особенности донбассцев, в которых соединяется умение работать в индустрии и быть частью природы, степи и их просторов, внутренняя сила и нормальность, требующая игры и атлетических упражнений тела даже в обеденный перерыв в компании друзей с работы. Всё это отражает реалии того времени, позволившего раскрыться лучшим свойствам людей.

© Сайт "Борцы и атлеты" http://borqba.narod.ru
Главная
страница >>
Hosted by uCoz