Север Индии, Афганистан - место самого первого расселения близких по происхождению к славянам "арийских" народов. Среди учёных-этнографов это общеизвестно. На родство указывает, среди прочего, и схожесть русского алфавита и алфавита санскрита. Следующие далее на этой странице сведения взяты из книги американского исследователя Дж. Альтера "Тело борца. Самоощущение и идеология в Северной Индии", изданной на английском языке в г. Беркли в 1992 году. Из неё можно узнать, как всё организовано в индийских ахарах борьбы и в клубах бодибилдинга. Ахара - это борцовская "школа", построение которой скорее напоминает вольный союз, чем школу, привычную для европейцев. Об ахаре также говорится на этой странице >> | |||||||||||||||
Ахара для палаванов Ахара - это место, где собираются атлеты, чтобы учиться борьбе. Они занимаются всесторонней физической подготовкой. Основные упражнения - борцовские на земле, но дополнительно качают мышцы гантелями, грузами, упражнениями на канате. Слово ахара на арабском языке означает "песок", и название ахар объясняется тем, что борьба ведётся на песке (земле). Кстати, название пустыни Сахара в оригинале на арабском звучит как "ахара", и тоже означает песок. Конечно, в борцовских ахарах есть не только песок. Это зачастую большие участки земли с крупными зданиями и сооружениями на них. Эти комплексы для спортсменов и физкультурников Индии складывались исторически, не строились в одночасье. Подробного описания материальных условий в ахарах приводить здесь не будем, так как ознакомиться с видом ахар и борьбой в них можно в разделе об Азии >> На примере ахары видна разница между западным и восточным пониманием тренировки и организации. Бодибилдинг основан на западном опыте, ахары - на традиционном индийском. Те, кто занимается в ахарах и клубах, подчёркивают свою полную противоположность друг другу.
В то время как клубы бодибилдинга придерживаются западного календаря, и выходные в воскресенье, в ахарах выходной - среда. В отличие от клубов, ахары в выходной не закрыты, это день для массажа, и таким образом среда включается в недельный распорядок. В ахарах запрещено плеваться и сморкаться в зоне борьбы, которая считается священным местом. В клубах то же обусловлено соображениями гигиены. В борцовских ахарах нет установленных обязанностей и должностей, или их очень мало. Гуру считается ответственным за все дела в ахаре, но фактически многое решают старшие участники ахары. Этот совет бывает таким: два или несколько ахаровцев сошлись для решения любого вопроса, как, например, сбора денег для покупки нового ведра или каната, покупки извести для побелки стен, завоза самосвала с землёй для площадки борьбы. Бывают противоречия и споры, но официальной управляющей структуры нет. На вершине порядка ахары находится гуру и его окружение из старших братчиков ахары. Если гуру что-то требует, то это выполняется немедленно и без комментариев. Ахаровцы, входящие в сопровождение гуру, по возрасту близкие к его почтенному возрасту, называемые дада, могут приказать любому моложе себя выбрать ладана для утреннего окуривания благовонием места борьбы с целью его освящения, сходить за горчичным маслом для натирания тела в ближайший магазин, собрать цветочную гирлянду, выполнить какое-либо поручение в городе, натаскать воды для купания, сгрести опавшие листья с земли, полить землю водой чтоб не было пыли, забраться на дерево, чтобы отломить палочку, которой пользуются в Индии для чистки зубов вместо нашей зубной щётки, убрать снаряды, постирать одежду или прогнать забрёдшую собаку с площадки для борьбы. Более взрослые борцы, не входящие в свиту гуру, могут переложить задание на более молодых и менее агрессивных. Почитание старшего является общепринятым. "Но исполнительность оставляет желать лучшего, - свидетельствует автор книги, - однажды один дада провёл всё утро, проклиная леность и неуважительность младшего поколения, одновременно пытаясь подцепить крючком ведро, упавшее на дно колодца". Обычно поручения исполняют самые молодые. "Во время моего пребывания в ахаре Калаш всегда ходил по поручениям для кого-то, Аири всегда звали, чтобы он сделал умело массаж, Говинд прогонял собак и коров. Если не приходил кто-то моложе, Раиндару приходилось таскать воду из колодца, которой он поливал землю, но часто это сопровождалось скрытыми угрозами, недовольными возражениями и подтруниванием.". Членство и финансы В денежных делах ахары отличаются тем, что в них не может быть платы за обучение или ежемесячного взноса за членство. Ведь ахара - это самостоятельное, добровольное объединение людей. Ахары берут свои средства из чанды - общественных взносов от членов ахары, соседних жителей и деловых людей. Это тоже индийская традиция. Собирание чанды - особая деятельность. Расходы на ахару минимальные. Ни в одной ахаре нет необходимости в арендной плате. Электричество также нужно в ахарах очень редко, но в случае необходимости установки вентилятора или освещения, это оплачивается состоятельным членом ахары. В случае значительных расходов (на новое здание или ежегодный фестиваль Наг Панчами), деньги собираются более формально, но всегда под конкретное дело. Тот, кто вносит больше, получает в ахаре больший статус. Хотя чанда применяется в Индии многими ассоциациями, чанда более всего характерна для ахар, а не для клубов бодибилдинга, для которых характерны ежемесячные взносы членов. В ахарах материальное положение членов её очень разное, богатые и бедные вместе борются на земле. В ахарах нет отбора занимающихся или покровительства со стороны определённых классов общества. Члены ахары своим примером призывают всех вступить в ахару, и частично это основано на национальных идеях. Религия Черта, отличающая ахару от клуба бодибилдинга, - религия в ежедневной деятельности. Храмы придают ахарам религиозный оттенок, и каждый борец рад носить в своём сердце образ Ханумана. А клубы бодибилдинга - полностью светские организации. Если изображения Ханумана и встречаются на стенах клубов бодибилдинга, то это маленькие и неприметные иконки. Члены клубов бодибилдинга думают о рельефе мышц и тонкости талии больше, чем о служении Ханумана Раме. Культуристы относятся с почтением к Хануману, но берут свою силу только от качки железа, а не от благочестивых упражнений. Примечание: Хануман - древний религиозный персонаж, сын бога ветра и обезьяны. Один из наиболее почитаемых богов. Очень сильный, способен творить чудеса как бог и т.д. Изображается либо в почтительной позе, либо с дубиной. Из Индии культ Ханумана распространился по всей Азии. В Азии вообще обезьяна считается священным животным. Разное отношение к типу сложения мужчины Борцы в ахаре в Банарасе настроены против бодибилдеров и критикуют их надутые как воздушные шары тела. Они не так рьяно, как культуристы, стремятся к узким талиям. Один из борцов смеялся, смотря на картинку бодибилдера, говоря, что тот кажется беспорядочно склеенным из отдельных кусков. Борцы из ахар считают, что тело борца цельное, однородного состава.
| Клуб телостроительства ("бодибилдинга")
Клубы культуристов появились в Индии в начале 20 столетия, в то время как ахары существуют с незапамятных времён. В сравнении с СССР, где клубы культуризма были запрещены и заменялись спортивными секциями, цель которых была подготовка спортсменов для системы, а не накачка тела мужчины как личное дело каждого, в Индии культуризм существует гораздо дольше. Речь идёт о западном типе культуризма. До этого культуризм в Индии существовал тысячи лет, затем был заимствован английскими колонизаторами и вернулся в немного модифицированном виде. О традициях Индии в деле накачки тела легко убедиться на страницах об атлетике >> и снарядах >> Что из себя представляют клубы культуризма на севере Индии? Один из примеров - Ассоциация оздоровления маздуров, основанная в 1931 году. Её целью является "претворение в жизнь идеалов физического развития тела и национального самоопределения среди маздуров (рабочих)". Обращает на себя внимание цель, определённая сразу в названии, - не спорт, а оздоровление, цель скромная и понятная, нужная рядовому человеку. Материальные условия клуба Клуб Ассоциации оздоровления маздуров расположен в одном из домов в рабочем районе города, где прямо на этажах жилых зданий установлены огромные ткацкие станки, за которыми сидят дети и ткут шёлковые сари. Ассоциация почти полностью мусульманская, и большинство членов приходят из ближайших окрестностей. Многие из них работают ткачами, торговцами, грузчиками, шёлковыми портными. Зал открыт только вечером. Первый пришедший заниматься берёт ключ в магазине напротив. Возле двери клуба написано название организации на английском, урду и денавагари. Зал - очень маленькое помещение, заполненное гантелями, грифами, грузами разных весов и форм. Есть брусья, перекладина, блок для тягов. Есть также скамья для качки пресса, в земляной пол вбиты деревянные пни для опускания штанги при толчках от груди. Пол земляной. Зеркала на трёх стенах. Окно, забранное железной решёткой, смотрит в небольшой садик. На стене рядом с окном старые чёрно-белые портреты местных чемпионов скромно соперничают с техниколоровым обаянием подъёмов на бицепс из американских журналов. Для руководства клуба - отдельная небольшая комната площадью 2,5 м.кв. В ней лежит ковёр и стоят 4 больших стула. Небольшой вентилятор под потолком освежает управляющего клубом и остальных, кто приходит смотреть на упражнения членов клуба. Над закрытой ёмкостью для воды висит плакат с правилами клуба, составленными на урду. Вопреки тому, что можно ожидать, воздух в гимнастическом зале - довольно приятная комбинация запахов земли, горчичного масла и пота. Из-за тесноты одновременно в зале могут заниматься не более 13 человек, и уже при 9 занимающихся движения в зале должны быть согласованы для обеспечения порядка и безопасности. Упражнения - общепринятые среди культуристов во всём мире: жимы, отжимания, тяги, со штангой, гантелями, на брусьях. Распорядок в клубе В клубах культуризма в Индии, действующих по западному образцу, всегда есть управляющая структура и правила, записанные и вывешенные для всеобщего сведения. Вот список официальных лиц Школы физкультуры в Банарасе, то есть в клубе бодибилдинга: • Главный руководитель, он же районное официальное лицо и президент ассоциации улучшения физического образования; • руководитель, он же районное официальное лицо и секретарь ассоциации улучшения физического образования; • физический директор; • президент; • вице-президент; • главный официал, • его заместитель; • секретарь; • исполнительный директор; • казначей. В добавок к этому назначался главный советник для организации ежегодного клубного соревнования. В этом деле его поддерживали 7 заместителей, организатор, зам. организатора, организационный комитет, исполнительный комитет соревнования, исполнительный комитет по призам. Похожее административное деление и в других клубах. При входе во многие клубы вывешен список правил и запретов. Вот образец: 1. Запрещается входить нечленам клуба без разрешения. 2. Членам запрещается приводить с собой друзей. 3. Член клуба должен заплатить 2 рупии за членство до 15 числа каждого месяца. 4. Зал открыт с 5 до 8 и с 17 до 23. 5. Зал закрыт в воскресенье. 6. Вход в зал - только в сменной обуви. 7. Запрещено курить или жевать табак. 8. Запрещено плевать на пол. 9. Соблюдать требования безопасности при упражнениях. 10. В случае повреждения оборудования виновный должен заменить его на неповреждённое. 11. Ставить велосипеды в местах, не препятствующих проходу. Такие же правила висят во всех клубах, но правила никогда не висят в ахарах для борьбы. Членство и финансы Членство - ещё одно различие между клубами и ахарами. В клубах есть членские взносы, часто символические, но есть клубы, требующие большую плату - 100 рупий в месяц, что делает их доступными для немногих, более богатых клиентов. Клубы ориентированы на определённую клиентуру, с определённым материальным положением, отбор которой достигается либо размером платы, либо предпочтением определённой социальной группы (рабочие ткачи) и т.д. Мусульмане, по большей части, предпочитают заниматься в клубах бодибилдинга, а не в ахарах, где занимаются в основном индуисты. Кроме мусульман, бодибилдинг особенно популярен среди более прозападно-ориентированной городской молодёжи. По своему опыту автор замечает: "Складывается впечатление, что многие клубы бодибилдинга были организованы покровителями из высших классов для рабочих и бедных из чувства ответственности за улучшение здоровья населения Индии. Иными словами, во многих клубах импульс для деятельности и финансирование пришли от богатых врачей, банкиров и промышленников. В одном из клубов я встречал молодого богатого бухгалтера, который сказал, что его семья давно занимается предоставлением бедной молодёжи возможности упражняться." Разное отношение к типу сложения мужчины Культуристы считают ахары устаревшими институтами, основанными на старых традициях. Атлеты в своих клубах стараются добиться красоты тела, пропорциональности, тонкости талии. Подходят к процессу рационально и идут прямым путём к своей без сомнения замечательной цели.
Бодибилдинг в клубах и борьба в ахарах - разные стили физической культуры. Как говорил Мао-цзе-дун, "пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ". И он был прав. |
Главная страница сайта >> | Раздел об атлетическом мире Азии >> |
© Сайт "Борцы и атлеты" http://borqba.narod.ru |